Через месяц после победы испанцев на ЕВРО-2008™ организаторы турнира в Австрии и Швейцарии с гордостью оглядываются на проведенный чемпионат. "Мы поставили перед собой задачу организовать лучший чемпионат Европы, - напомнили президент Футбольной ассоциации Австрии Фридрих Штиклер, руководитель Футбольной ассоциации Швейцарии Ральф Цлокцовер и глава отдела операций Euro 2008 SA Мартин Каллен в совместном заявлении. - Анализ и результаты исследований свидетельствуют, что мы в этом преуспели".
Рекорд за рекордом
Билеты на все матчи чемпионата были распроданы, а к услугам тех, кто не попал на стадион, работали сверхпопулярные в среде болельщиков фан-зоны. Официальный вебсайт первенства - euro2008.com - посетили рекордные 62 миллиона читателей, а за каждым из 31 матча чемпионата наблюдали как минимум по 155 миллионов человек. На каком-то этапе за чемпионатом в Австрии и Швейцарии следили соответственно 80 и 90 процентов местного населения. Вместе с тем, пало сразу несколько телевизионных рекордов. За встречей своей сборной с немцами в Австрии у голубых экранов наблюдали беспрецедентные 2,1 миллиона зрителей, а в Испании 14,5 миллиона болельщиков следили за финальным поединком - это наивысший показатель в истории испанского телевидения. В Германии полуфинальный матч с турками посмотрели 29,6 миллиона человек. Оградительные барьеры с именами спонсоров чемпионата мелькали на экранах порядка семи часов, что можно оценить примерно в 90 миллионов евро. Представители СМИ тем временем высоко оценили информационный сервис и инфраструктуру, которые были доступны им во время чемпионата.
Новый уровень
Общий доход, составленный из прибыли по продажам прав на телетрансляции, по спонсорским контрактам и по реализации билетов, составил порядка 1,3 миллиарда евро, что гораздо больше чем заработанные в 2004 году 852 миллиона. При этом благодаря контрактам с медиа-компаниями УЕФА получил 800 миллионов (560 млн. в 2004 году), коммерческие права принесли 280 миллионов (183 млн.), еще 130 миллионов было заработано в рамках корпоративной программы для гостей чемпионата (29 млн.), причем в последнем случае 90% прибыли было выручено благодаря билетам и обслуживанию особо важных гостей. Эти средства пойдут на пользу всей европейской футбольной семьи, поскольку будут использованы для финансирования молодежных и женских чемпионатов, а какая-то часть будет распределена между 53 ассоциациями футбольного союза в рамках различных проектов и программ.
Транспортная программа
Благодаря специальным комби-билетам ЕВРО-2008™ стал источником новых стандартов также в секторе общественного транспорта. В рамках данного проекта для проезда на транспорте можно было использовать билеты на матчи чемпионата, что стоило Euro 2008 SA около пяти миллионов евро. Во время чемпионата услугами общественного транспорта в Австрии и Швейцарии воспользовались 4,4 миллиона гостей чемпионата, ради которых были пущены дополнительно 8700 электропоездов.
Социальные проекты
Финальная стадия ЕВРО-2008™ была использована для привлечения внимания к целому ряду социальных программ. Одним из них стал проект "Футбол для всех", в рамках которого стадионы чемпионата открыли свои двери для людей с различными физическими недугами и интеллектуальной недостаточностью. Для людей с нарушениями зрения на стадионах был организован специальный комментарий. Программа же "Еврошколы-2008" позволила 10 тысячам школьников из 200 школ Швейцарии, Австрии и Лихтенштейна в ходе международного футбольного турнира узнать множество нового о культурной и футбольной жизни самых разных ассоциаций УЕФА. Каллен, который четыре года назад был одним из руководителей организационного комитета также успешного чемпионата в Португалии, не мог не порадоваться достигнутому прогрессу. "Было бы справедливо отметить, что с организационной точки зрения мы прибавили практически во всех аспектах", - подчеркнул он.